C появлением нового Atego завершилось формирование очередного поколения грузовых Mercedes-Benz, в которое входят недавно дебютировавшие модели более тяжелого класса - Actros, Аntos и Аrocs. Продуктовая линейка Atego теперь состоит из 42 модификаций. Полная масса автомобилей составляет от 6,5 до 16 т. Линейка включает в себя машины с пятнадцатью размерами колесной базы, четырьмя вариантами кабин, а также поноприводную версию. Это позволяет потребителю выбрать наиболее эффективный автомобиль для конкретных условий работы, то есть такой, который приносит максимальную прибыль.
В духе «старших братьев»
Во внешности Atego прослеживаются «родовые черты» нового поколения грузовиков Mercedes-Benz. Кабина предшествующей модели претерпела рестайлинг. Появилась новая решетка радиатора: три ее горизонтальные прорези с легким изломом по центру придают облику машины дополнительную динамичность. Расположенная на решетке трехлучевая звезда имеет внушительный диаметр – 280 мм. В новый бампер интегрированы специальные фонари для дневной езды. Они входят в базовую комплектацию, а в качестве опции вместо них могут устанавливаться светодиодные светильники LED.
Полностью переработанный дизайн интерьера - стильный и функциональный - также напоминает «старших братьев». Повышают комфорт и многочисленные опции, в частности, камера заднего обзора.
«Короткая» кабина – Classic Space S-Cab - предлагается в двух версиях: нормальной и слегка удлиненной, где за спинками сидений расположен небольшой отсек для вещей. «Длинная» кабина Classic Space L-Cab оборудована в задней части спальной полкой. Новый, ортопедический матрас выполнен целиком из пенопласта и имеет семь разных по жесткости зон, что обеспечивает комфортный отдых. Есть и спальная кабина с высокой крышей - Big Space L-Cab. Добавим, что все четыре кабина имеют ширину 2,3 м.
Под знаком Евро 6
На новых Atego устанавливаются полностью переработанные турбодизели BlueEfficiency Power Euro 6. Стал дебютом 4-цилиндровый агрегат серии ОМ934 рабочим объемом 5,1 л. Он предлагается в четырех вариантах, различных по мощности - от 156 до 231 л. с. - и предназначен для «легких» модификаций автомобиля. А на «тяжелых» версиях используется 6-цилиндровый двигатель серии ОМ936 рабочим объемом 7,7 л. Потребителю предоставляют на выбор три варианта, развивающих от 238 до 299 л. с. Этот мотор уже используется и на других новейших грузовиках Mercedes-Benz.
Характерная черта всех названных двигателей – высокий крутящий момент при низких оборотах (900-1200 в минуту). Это обеспечивает существенное снижение расхода топлива - 5% - по сравнению с аналогичными двигателями стандарта Евро 5. И еще одно. Прочная высокотехнологичная конструкция двигателей увеличивает их ресурс на 20%. А новаторская технология очистки отработавших газов - BlueТес 6 позволяет уменьшить расход жидкости AdBlue на 50%.
«Автомат» в стандарте
На новом Atego крутящий момент от двигателя передается на автоматическую коробку передач Mercedes PowerShift 3. Для работы с двигателями мощностью до 238 л. с. применяется 6-скоростная ее модификация, а для более сильных - 8-ступенчатая. Обе отличаются быстротой переключения и удачным подбором передаточных чисел. Управление ими осуществляется удобным подрулевым рычажком.
Все коробки в стандарте имеют три режима управления: Economy, который способствует снижению расхода топлива. Manual – ручного переключения, а также Power – повышенной мощности, для особых условий эксплуатации. Для трудных дорожных условий может устанавливаться режим управления Off-Road. Муниципальные и внедорожные автомобили используют АКП с дополнительной, «ползущей» передачей. На пожарных автомобилях, где часто применяется шасси Atego, используется коробка со специальной программой Fire Service, которая обеспечивает особую быстроту переключения.
Кроме того, все варианты АКП Mercedes PowerShift 3 имеют функцию ЕсоRoll, заимствованную у машин тяжелого класса. Она автоматически активируется при замедлении автомобиля, используя инерцию движения для экономии топлива.
Эта коробка передач является стандартным оборудованием для всех автомобилей Atego, которые будут поступать на рынок Германии. Возможна установка и механической 9-ступенчатой коробки передач.
Новая коробка отбора мощности передает крутящий момент до 600 Нм. Она имеет два вывода - вперед и сбоку. Возможна и модификация Atego колесной формулы 4x4, с раздаточной коробкой в трансмиссии. Передний привод можно заказать постоянным или принудительно отключаемым.
Управляемый и функциональный
Конструкция шасси нового Atego существенно улучшает управляемость и повышает комфортабельность езды. В стандартное оборудование теперь входит система курсовой устойчивости Stability Control Assiat, подобная известной системе ЕSР, применяемой на легковых автомобилях.
Снижена снаряженная масса автомобиля, что позволило увеличить грузоподъемность. Так, могут быть установлены более легкий пластиковый бак на 80 л вместо 120-литрового алюминиевого, легкосплавные диски колес и т. д. На автомобилях полной массой до 10,5 т снижен вес боковой противоподкатной защиты.
Тормоза - дисковые, управляемые электроникой. На автомобилях Atego с 6-цилиндровыми двигателями может устанавливаться в качестве опции новый двухступенчатый моторный тормоз. Его эффективность по сравнению с предшественником выросла на 50%. Тормозная мощность - 300 кВт (408 л. е.).
Уникальным для данного класса машины является беспроводной электромагнитный ретардер, рассчитанный на максимальный крутящий момент 650 Нм.
В заключение отметим, что у нового Atego существенно снижена стоимость эксплуатации и ремонта. Межсервисный интервал увеличен со 100 до 120 тыс. км. Естественно, повысится остаточная стоимость машины, бывшей в употреблении.
Источник: Журнал «Коммерческие автомобили» №4, 2013.
Автор: Леонид Гоголев.
Фото: Daimler AG